Только Творец знает род и пределы Ангельской природы. Она едина по отношению к Богу, но бесчисленна по отношению к нам. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним, сказано в книге пророка Даниила (Дан 7, 10). Мы не можем их сосчитать, поэтому Священное Предание обычно указывает на девять ангельских чинов, подразделяемых на три триады.
Высшую иерархию составляют те, которые всегда предстоят Богу и соединены с Ним прямо, без посредника. В нее входят Серафимы (Ис 6, 2), имя которых на еврейском языке означает «огненные». Их вечное и неизменное движение вокруг Божественного дает им власть возводить подчиненных им к Богу, возжигая в них очищающий и просвещающий огонь добродетели. Вторыми в той же иерархии предстоят Херувимы (Исх 25,18; Иез 1; 10,2), имя которых обозначает полноту ведения, полученную ими от Бога. Они имеют другое предназначение, чем Серафимы. Херувимов называют многоочитыми (Иез 1, 18; Откр 4, 8), указывая тем самым на их способность созерцать Божественный Свет. Третьими следуют Престолы, на которых бесстрастно почивает Бог.
Вторая – средняя – иерархия включает в себя Господства, Силы и Власти, которые с благостью и правостью передают повеления Промысла и воздвигают дух последующих ангельских чинов к подражанию Богу. Они завершают среднюю Небесную иерархию.
В третью иерархию входят Начала, Архангелы и Ангелы. Именно через Ангелов Бог сообщает нам Свои повеления, и так как именно они ближе всего к нам, Он посылает их к людям в телесном виде, когда желает.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского — «кто как Бог») — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»
Иеромонах Макарий Симонопетрский