Тезисы по теме: От покаяния – к благодарности за обличения

Премудрый Соломон говорит:
«Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя;
обличай мудрого, и он возлюбит тебя»

Обличение – (сорвать, снять маску или личину) – указание человеку (группе людей, народу) на совершение им греха и объяснение или акцентирование внимания на пагубности такой практики.

Обличение – это повод для смирения и возможность увидеть свои недостатки и неправильное поведение, а соответственно, исправиться, стать лучше. Человек, который внимателен к себе, понимает свою греховность, старается держать своё мышление включенным – будет реагировать на обличения правильно: задумываться о том, что он не так делает, стараться измениться, исправиться. Для правильного принятия обличения нужно смирение. В гордости человек не принимает замечания, а ищет виноватых, не терпит, не ищет в себе, а только раздувает свою гордость и обижается.

Благодарность за обличения есть тогда, когда есть покаяние в своих грехах. А покаяние есть тогда, когда есть смирение.

«Всех нас постоянно обличает сам Господь – через нашу совесть, и через те внешние скорби, которые попускаются нам праведными судами Божиими. Они попускаются как естественные последствия наших грехов, и являются, таким образом, обличением и вразумлением от Господа. Именно о том, чтобы нам самим иметь достаточно благочестия и мудрости, чтобы принимать праведное обличение от Господа, и с благодарением нести свой крест, мы и должны позаботиться в первую очередь». Священник Александр Любимов.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):
«Можно ли делать замечание человеку, если он неправ? Премудрый Соломон говорит: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч.9:8). Если человек с живой душой, разумный, так, когда ему подскажешь, он возрадуется, возлюбит нас. Но если человек безумный, его трогать нельзя».

Нужно прикладывать усилия воли не только в ограничении себя в пище, во сне, в удовольствиях, многословии и др., но и учиться со смирением принимать духовные лекарства для очищения души: скорби житейские, обличение, поругание, унижения. Принимать такие лекарства, по причине укоренившихся страстей и грехов, трудно. Нужно самопонуждение, чтобы признаться в своих грехах и через искреннее покаяние, с Божьей помощью, стараться их не допускать.
Отец Небесный видит все наши страсти и грехи, нет смысла их прятать, и из любви к нам Он всегда помогает в лечении от страстей, и когда мы каемся и благодарим за лекарства – они хорошо усваиваются. В покаянии открываются душевные раны от страстей. Когда мы стараемся, преодолевая свое естество, со смирением и благодарностью принимая горькие лекарства – мы постепенно выздоравливаем. Отец Небесный зная, что нам нужно для исцеления, дает по силам нашим поводы для усмирения страстей, нужно учиться их видеть и за обличение благодарить.
Мы грешим, когда нарушаем законы и заповеди Божьи. Когда забываем о своих грехах, наступает разленение и забвение, то грех нас ослепляет. Мы не видим, что грешим, нет покаяния, нет благодарности, так как очерствели душой.
Когда при обличении подымаются страсти и вместо того, чтобы покаяться хочется оправдаться, подымается ропот или досадование, нужно трезвить себя, что обличение – это моё лекарство и моё спасение, силой воли отсечь греховные помыслы, покаяться и поблагодарить, что помогли увидеть грех, за лечение моей души.
Чтобы благодарить за обличение, нужно иметь покаяние и смирение.
Нужно понуждать себя к умной благодарности. Умная благодарность – это когда я себя понуждаю к ней осознанно, понимая черствость своей души, что сама по себе благодарность не родится во мне, необходим труд покаяния.
«Cлава Господу, что Он дал нам покаяние, все мы спасаемся покаянием; не спасутся только те, которые не хотят покаяться; и много я плачу, жалея их. Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться – и Господь простит, и будет тогда радость и мир на душе». (преподобный Силуан Афонский).

1 комментарий к “Тезисы по теме: От покаяния – к благодарности за обличения”

Оставьте комментарий

rfwbs-slide