Тезисы по теме: Не ждать результатов своей духовной работы, но верить, что смиренное сердце Бог не уничижит

Когда человек начинает работать над собой, Отец Небесный показывает, каковы плоды такого труда – улучшаются отношения с окружающими нас людьми, раскрываются таланты, начинаем осознавать Его законы и заповеди. Мы начинаем видеть жизнь по-другому, развивается духовное зрение. Но, если ждать результатов работы только во внешних проявлениях, то здесь подстерегает опасность: растут гордыня, тщеславие, высокомерие. Ждем похвалы, признания себя умным, лучшим. И потом обижаемся, если это не происходит.
Нужно понимать, что «опасно плавать, будучи одетым, опасно и обуреваемому страстями исследовать тайны Божества» (Лествица) Немного узнали – и уже считаем себя всезнайками, «умниками и умницами».
В нас, с одной стороны, присутствует чувство, что мы добрые, умные, справедливые, одним словом – хорошие, праведные. Я никого не убил, не ограбил, не обворовал, не изменял жене (мужу), не нарушаю законов – что еще нужно?!
С другой, несколько присмотревшись к своим словам, желаниям, чувствам, отношению к людям, и сопоставив их с голосом совести, с законами и заповедями, начинаем видеть и прямо противоположное. Оказывается, я не могу не осуждать, не завидовать, не тщеславиться, не объедаться – и столько еще этих «не могу», что от моей «хорошести» ничего не остается. Даже когда делаю, кажется, доброе дело, и то оскверняю его тщеславием, расчетом.
Наши плохие привычки имеют глубокие корни, отказаться от них совсем не просто, и возможно только с Божьей помощью. Надо признать, что понимание всех этих процессов – это только начало работы. В работе над собой нужно не отчаиваться и не роптать, а смиряться, каяться и в краткой молитве просить Божьей милости. Прав. Иоанн Кронштадтский говорил: «Итак, старайся же иметь сердце сокрушенное и смиренное, и Господь милосердый всегда будет близ тебя».
В Евангелии сказано: «Будьте святы, как Свят Отец ваш Небесный». А что такое Святость? Святость – это причастность Духу Святому, которая в земных условиях колеблется, непостоянна, ибо неизменен только Бог. Это постоянное наблюдение за собой, трезвение ума в непрестанной живой молитве, памятование о своих грехах, покаяние, благодарение… И в этой работе над собой без Божьей помощи мы не сможем никак преуспеть. Поэтому важно смирение в любом делании. Вся наша жизнь строится таким образом, чтобы привести нас к нему.
Промысл этот заключается в том, что каждому человеку, исходя из духовного его состояния и индивидуальных особенностей: его ума, способностей, душевных сил, талантов – Господь создает наилучшие условия для спасения, очищения души, чтобы соединиться с Отцом Небесным, со Святым духом. Кто же думает о себе, что он — хорош, здоров, умен и ни в чем, и ни в ком не нуждается, того спасать не от чего, и Бог ему не нужен, ибо Спаситель нужен только погибающему.
Нужно сформировать стойкую привычку при принятии решения – советоваться с Богом – сверять принятое решение: лучше или хуже, ближе ли оно к Богу или дальше, соответствует ли Законам и Заповедям Божьим. Для этого нужно постоянное понуждение себя к тому чтобы помнить о Боге и предстоять пред Ним, видеть свои грехи и каяться в них. Должно быть понимание, что всему своё время, и не мне диктовать условия Отцу моему Небесному. Надейся на то, что когда-то ты с Божьей помощью изменишься и станешь лучше. Но не торопи Бога. Ему виднее, когда и сколько мы заслужили, и, самое главное, что мне будет полезно, полезно для моей души. И даже если я не замечаю помощи Его, то она всё равно есть. Нам нужно помнить о том, что Отец Небесный – это Любовь, Благо и Премудрость. Он нас видит, слышит и любит, и испытаний больше, чем мы можем вынести, нам не дает. И если мы согрешаем, то нужно быстрее каяться и исправляться, а не откладывать эту работу на потом, чтобы не углублять страсти, а нарабатывать смирение. Поэтому критерий оценки условий земной жизни один: лучшим является то, что помогает человеку смириться, ибо только из этого состояния человек может принять Бога.
Преподобный Исаак Сирин сказал: «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению, и если не будет такового, то напрасны все труды и все добродетели»

Оставьте комментарий

rfwbs-slide