Ум – главная сила души, но из-за нашей греховности, он привык быть в расслабленном состоянии, блуждать где попало, и прилепляться к разным предметам, поддаваться страстям.
В страстях мы болеем душой, возникает исковерканное представление о жизненных ценностях.
А счастливую жизнь мы можем обрести только с Богом. Когда мы свободны от действия страстей, то появляется возможность видеть красоту окружающего мира, принимать с благодарностью блага, которые нам даются Богом, почувствовать вкус духовной пищи, возникает радость и любовь к Богу и всему, что нас окружает.
«Хранение ума и сердца от греховных действий невозможно одними усилиями человека, поскольку само человеческое естество заражено грехом. Хранение ума и сердца достижимо только с помощью Божественной благодати. Именно поэтому хранение ума и сердца неразрывно связано с молитвенным подвигом». С сайта Азбука Веры
Хранить ум нам помогает применение системы Внутреннего делания.
Трезвение внимания позволяет контролировать его направленность – мы умом обращены к Богу или отвлеклись.
Сопротивление греховному помыслу усилием воли и его отсечение не дает ему проникнуть в ум и увести его за собой, так сохраняется предстояние перед Богом. Когда ум бдителен, то укрепляется осознание своей греховности, обращение к Богу в краткой молитве поддерживает связь с Богом. Смирение углубляется страхом Божиим, своей нуждаемости в Божьей помощи, осознанием своей немощности и покаянием.
«Блажен, у кого помышление всегда о Боге. Если желательно тебе, чтобы сердце твое сделалось обителью тайн нового мiра, то обогатись сперва делами телесными, постом, бдением, службою, подвижничеством, терпением, низложением помыслов, и прочим. Связывай ум свой чтением Писаний и углублением в оные, напиши пред очами у себя заповеди, и непрестанным собеседованием молитвенным и самоуглублением в молитвослов и искореняй в сердце своем всякий образ и всякое подобие, предварительно тобою воспринятое». Исаак Сирин
Хранение ума должно быть постоянное упражнение, постоянная работа над собой.