Тезисы по теме: Быть бдительным к себе, чтобы не лицемерить

Быть бдительным к себе – это пребывать в трезвении, бодрствовать над собой, охранять себя от греховных помыслов.
Иногда или часто (зависит от духовности человека), нам хочется выдать желаемое за действительное, и мы перестаем быть честными с собой и с другими людьми. Например, хотим показаться умнее, чем есть – чтобы не поругали. Или косвенно склоняем другого поступить по-нашему. Это есть лицемерие, лукавство. Начало оно берет в эгоизме, когда желание сделать по-своему опережает привычку думать, по Божьей правде ли поступаю по отношению к другому.
Как не впадать в состояние лицемерия? Нужно не только добросовестно выполнять работу на этапе трезвения, но и неустанно выполнять внутреннее делание, обращаться к Богу, бороться со страстями, стяжать добродетели мудрости, кротости, терпения, Бого-и человеколюбия, чтобы естественным образом не давать ход лукавым мыслям, чувствам и поступкам.
Вот что говорят о лицемерии святые.
Антоний Великий: «Не пред людьми только будь праведен, но сам в себе будь мудр, кроток, благодушен, терпелив, ревностен, человеколюбив».
Игнатий Брянчанинов: «Фарисей, довольствуясь исполнением наружных обрядов религии и совершением некоторых видимых добрых дел, нечуждых и язычникам, раболепно служит страстям, которые старается постоянно прикрывать, которых в значительной степени не видит в себе и не понимает, которые производят в нем совершенную слепоту по отношению к Богу и всему Божественному учению. Познание, а потому и зрение в себе действия душевных страстей доставляется покаянием, но фарисей для чувства покаяния недоступен».

Если в духовной жизни есть успехи, не нужно превозноситься, иначе есть опасность впасть в тщеславие, и снова начать лицемерить.
Авва Исайя (Скитский): «Не превозносись верою и святостию своею, но до последнего издыхания пребывай в страхе».

Святые советуют с особой осторожностью и вниманием относиться к лицемерию, искоренять это некачество. (свт.Василий Великий, 8, 165): «Не видишь ли, какое зло — лицемерие? И оно — плод зависти, потому что двоедушие нрава бывает в людях по большей части от зависти, когда, скрывая в глубине ненависть, показывают наружность, прикрашенную любовью, и подобны подводным скалам, которые, будучи немного закрыты водою, причиняют неосторожным непредвиденное зло».
Лицемерие – это быть одним — преисполненным страстями, руководимым и движимым ими, а прилагать все усилия к тому чтобы казаться другим – благочестивым, смиренным, терпеливым, кротким и милосердным.
Зная свои слабости, быть внимательным к тому, что я говорю и делаю. Помнить, что грешен, и что бы ни произошло в моей жизни, оно происходит по Божьей воле для того, чтоб я увидел себя таким, каков есть, без радужной оболочки самовозвеличивания и превозношения. Не оправдываться. Когда услышал обличение в свой адрес — молчать. Стараться быть честным перед собой. Помнить, что Отец Небесный всё видит, слышит и знает. Ему известно, что на сердце моём. Стараясь действовать «от сердца», я стараюсь в делах угодить Богу. Мужественно признавать свои ошибки, искать пути как исправиться, чтоб в дальнейшем подобного не допускать.
Помнить, что в борении со страстями самому не справиться. Смиренно просить Божьей помощи в преодолении своих страстных привычек. Только по Его милости страсти удаляются из души моей. А если пока не произошло желаемого очищения, то значит, я ещё что-то не понял, не осознал. Это повод для ещё более усердной работы над собой.

Оставьте комментарий

rfwbs-slide