Бог нас видит, слышит и любит. Он знает о нас все. И все равно любит. А страсти нас мучают, не дают жить в счастье и радости.
Признавать свою греховность, каяться – это значит освобождать душу от страстей.
Покаяние – это перемена мышления, это отречение от греховных мыслей, слов и дел, процесс понуждения себя к исполнению законов и заповедей Божьих, это устремление жить в соответствии с требованиями Божьей правды. Иоанн Лествичник говорил: «Покаяние — это наше возвращение к Богу… Покаяние — это наше примирение с Богом… Покаяние — это очищение нашей совести. Покаяние — это готовность, без слова ропота и в преображении любовью вынести всякую печаль и всякую боль».
Иоанн Кронштадтский писал в своем дневнике: «Опять я сегодня вспылил! Опять я разозлился и обругал кухарку! Опять я позавидовал этому богослову, который такую проповедь удачную сказал, лучше, чем у меня!» — постоянное покаяние перед Богом. И он пишет: «И вновь я ощутил пространство в душе своей». То есть Бог освобождает человека, освобождает от греха, в котором мы каемся.
«Всем нам хочется спастись, но мало кто думает и по-настоящему заботится о своем спасении. В раю всем хочется быть, а трудиться и принести добрые плоды для своего спасения всем в тягость. Вот поэтому-то дело спасения и не подвигается вперед. Мало кто быстро возрастает духовно, желание спастись у многих так и остается желанием, на словах…». Схиигумен Савва (Остапенко).
Когда приступаешь к труду по исправлению себя, убеждаешься, что самому со страстями не справиться. Видя свою слабость в борьбе со страстями, искренне просишь у Бога помощи. И получив её, видишь результаты – на душе становится легче, страсти перестают мучить, начинаешь видеть то, на что ранее не обращал внимания, ум становится более внимательным, меньше допускаешь ошибок по жизни. Нужно стараться этот труд проводить постоянно. Быть внимательным к себе. Стараться видеть свои грехи, спешить каяться в них и благодарить Бога. Благодарность нужна не Богу, а мне, чтобы правильно понимать эту жизнь, видеть в ней Божий промысел.
Отец Небесный – это любовь. Значит, стараясь жить по законам и заповедям Его, мы говорим о своей любви к Богу. Исаак Сирин святой пишет: «Душа видит истину по силе жития». Многократное понуждение к покаянию дает возможность ощутить благодать Божью, прощение. Ощущая Божью благодать при покаянии, человек со временем чувствует необходимость в этом, в душе возникает благодарность Богу за любовь, терпение, заботу.
А если мы в страстях: обидах, осуждении, злости – любовь Божью не почувствуем, не увидим.
Человек, понимающий всю силу, радость, чудодейственность покаяния, понимающий, что это благодать Божия, не может не полюбить покаяние. Любовь к покаянию — это дар Божий, приходящий к человеку, постоянно применяющему покаяние, осознающему все чудо покаяния, благодарящему Бога, трудящемуся над исправлением души своей. Лень, гордость, саможаление, претензии к Богу мешают нам полюбить покаяние. Но покаяние – это лекарство от всего этого. Нужно благодарить Бога за это лекарство и за любовь к его применению.
Покаяние, которое возникает у человека при желании исправиться, приводит не к формальной, а искренней молитве, к искреннему обращению к Отцу Небесному.
Большое спасибо за полезную информацию