Ирина Матюш «О работе над гордыней. Часть 5»

Моментом истины для человека является повышение нагрузки на его душу и мышление с тем, чтобы выявить и «отделить зерна от плевел», т.е. чтобы он увидел в себе наличие и действие гордыни и в еще большем смирении устремился к Богу. Это может быть увеличение объема работы, сложные жизненные ситуации или проблемы в общении с окружающими людьми. Часто человек сам повышает себе эту нагрузку, когда портит отношения с Богом и людьми, тогда получает следствие – это нагрузка, прежде всего, «из-за того» что он нарушил Божьи заповеди, а потом уже «для того, чтобы» он исправил свое мышление и поведение. Когда человек под Божиим началом трудится над улучшением своей души, тогда Бог повышает нагрузку, прежде всего, «для того, чтобы» человек достиг большей чистоты, обратив внимание к глубинам своей души, а потом уже «из-за того, что» у него есть подлежащие переработке грехи и недостатки. Нагрузка помогает определить масштабы гордыни, потому что, будучи распределенной по уголкам души, она не всегда бывает заметной и ощутимой, а под давлением она активизируется и концентрируется для противостояния. Это удобный момент для исцеления души – увидеть гордыню, не поддаваясь страстям, покаяться, поблагодарить за нагрузку и понимание своей души и попросить у Бога помощи в смирении.

Пример № 13
Гордыня проявляет себя по-разному. При желании и с Божией помощью ее достаточно легко определить по готовности обидеться или по уже возникшей обиде. Главное, сделать это вовремя, потому что обида при своем разрастании застилает человеку мышление (в народе говорят, глаза) и он уже не способен выявить то, что его поглотило. Только серьезная встряска может помочь человеку взглянуть на себя и заметить свое поражение. Однако бывает, что гордыня ведет себя несколько иначе, и для людей, не встречавшихся с такими ее проявлениями, представляет серьезную опасность. Когда при нагрузке гордыня обозначает себя душевным дискомфортом, т.е. сопротивлением, человек может обрадоваться – вот она, заметна, ощутима и обозначена для работы над ней. Гордыня же в ответ не нападает, но занимает высокомерную позицию, с улыбкой наблюдая за происходящим. Внутренний человек может наблюдать ее милую улыбчивость или жестокий оскал, но должен понимать, что в действительности это его собственное отношение к жизни – насмешливость, беззаботная поверхностность, иллюзорная безобидность. Многие люди привыкли в сложных жизненных ситуациях смеяться. Смех этот неестественен, потому что за этим небрежением скрывается гордыня, которая в любой момент может начать кусаться. Она будто говорит: «Ладно-ладно, ничего особенного», но обретая мощь, она уже открыто становится в позу по отношению к человеку и самому Богу, показывая себя и намекая: «Ну и что ты будешь делать?». Это вызов. И человек может ответить гордыней на гордыню, а ей того и нужно. Так он, заигрывая со своей гордыней, укрепляет ее, и сам растет в своих глазах, правда, не на той почве, которою благословил Бог. Если гордыня позволяет себе открыто усмехаться в глаза ее обладателю и родителю, значит, она уже ничего не боится. Человек потерял всякий страх, и уж тем более не имеет страха Божиего, он не думает, что хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Гордыня никогда никого не доводила до добра, только Бог может ее использовать, чтобы научить человека смирению и покаянию. Учеба эта будет сопровождаться трудностями и болью, как души, так, возможно, и тела. Человек сначала приходит к страху – боязни нарушить законы Божии и получить наказание. Правда, есть такие храбрецы, которые своей бравадой не дают себе трезво взглянуть на опасность ситуации и до последнего насмехаются над собой, над своей судьбой и над Богом. И, бывает, уходят из жизни. Так и не расставшись со своей гордыней, люди лишаются многого – рук, ног, органов и полноценной жизни. И вот здесь тоже нужно быть внимательным, чтобы не приписать себе жизнестойкость. Нет, это Бог, излечивая по заслугам, продолжает поддерживать человека в надежде на его пробуждение. Однако даже лишение себя здоровья и счастья можно сделать предметом для гордости, а на самом деле это всего лищь слепота – человек не видит, что справедливость уже свершилась, а он продолжает жить по милости Божией, испытывая Божье терпение и заботу. Его якобы оптимизм – это всего лишь неверие и отчаяние, которые гордыня приукрасила холодной улыбкой, чтобы держать марку. И, конечно, в глубине души гордого человека присутствует уныние, но не все гордецы позволяют себе унывать, поэтому организовывают себе всяческие приключения и развлечения.
Что делать с таким человеком, чтобы остановить и исцелить, особенно если он в своей браваде уже отрицает все и вся, мол, он может прожить без всего и всех? Однажды окажется, что он многое еще не познал, но напрашивается и тогда ему уже будет не до смеха. Это гордыня питается бравадой, отчаянием и прочими отходами, потому что иных питательных веществ уже нет – она съела Веру, Надежду, Любовь, терпение и вынуждена питаться своими же отходами, пока и их не останется. В то же время она поглощает Веру, Надежду, Любовь окружающих людей, высокомерно доводя их до отчаяния и неверия, и царствуя в этом королевстве униженных и оскорбленных.
Долог путь из этой холодной пустыни к теплой любви к Богу. Это Его доверие и помощь. Это многие знания, необходимые человеку для расширения мышления и мировоззрения, чтобы понять, насколько велик, терпелив и человеколюбив Бог. Это глубокое раскаяние в своих преступлениях и неблагодарности и стяжание благ, которые можно и нужно дарить Богу и людям. Это обретение тяжелым трудом способности искренне просить Божией помощи, верить, надеяться и любить, внимательно принимая все, что дает Бог. Это долгий и трудный путь выздоровления души, когда она под Божиим руководством идет из состояния самоубийственности к радостному состоянию бытия. И вот когда ей открывается Бог, когда в ней ощущается любовь к Нему, она будет бояться потерять это единство, потому что это и смерть, и одиночество, и отчаяние. Это и есть страх Божий, страх не наказания, а страх потерять Бога и любовь. Как человек боится причинить вред тому, кого любит, так душа боится совершить по отношению к Богу недостойный поступок.
Решение: покаяние → смирение → любовь → страх Божий.

Пример № 14
Как бы ни изучал человек свою самость, как бы ни старался стать смиреннее, без страха Божиего, существует опасность того, что знания и добродетели могут стать питанием и жертвой гордыни. Она умеет все инструменты, направленные на ее искоренение, обратить себе на пользу. Человек расширяет свое мировоззрение, чтобы лучше выявлять гордыню, но каждое новое понимание без соблюдения техники безопасности автоматически приправляется гордыней, потому она стала генетической частью его души. Ручное управление по настройке себя на Божье проведение помогает останавливать существующие процессы и перестраивать их на правильный лад. Иначе гордыня только крепнет и становится более изощренной, а человек, думая, что он работает над гордыней, чтобы ее усмирить, на самом деле обучает и тренирует ее. Страх Божий помогает очистить каждое знание и качество души от примесей и поставить его на службу Богу, а не нечистой силе.
Решение: страх Божий →покаяние → смирение.

Оставьте комментарий

rfwbs-slide