Ирина Матюш «О работе над гордыней. Часть 4»

Проявления гордыни без Божией помощи не заметны для человека. Духовное или высокодуховное мышление, настроенное на определение движений гордыни, являясь в некоторой степени и на определенном уровне автоматизированным, нуждается в ручном управлении со стороны человека и обязательной внимательности к Богу. Без такой координации человек может пропустить гордыню по причине ее подстройки под автоматику мышления человека, потому что как человек изучает ее для усмирения, так и гордыня учится находить для себя удобные и возможные пути проявления.

Ручной контроль необходим для усмирения человека и полагания, прежде всего, не на свое мышление, а на Божью помощь. Так и бывает по жизни, что если мышление попало под влияние гордыни, помогает только импульс от Бога: «Стоп! Это гордыня! Смотри, что ты делаешь». Человеку необходимо его услышать, прочувствовать и предпринять правильные действия, иначе гордыня, как водоворот, все больше и больше будет захватывать душу и мышление. Следуя за импульсом, человек прекращает движение греховных мыслей и чувств и восстанавливает благодатные размышления, расшифровывает импульс, в котором содержится информация о форме проявления гордыни и способах приведения себя в правильное состояние.

Пример № 11

Одним из характерных свойств гордыни является соревновательность, и неспроста, ведь она хочет быть лучше и выше всех, поэтому, когда возникает угроза потери превосходства, гордыня еще больше активизируется и начинает подталкивать человека к наступательным действиям. Какие меры он изберет для самоутверждения, зависит от его воспитания, т.е. от всей совокупности его качеств и некачеств. Один человек из гордыни будет стараться больше знать и уметь, чтобы подняться повыше и занять наиболее выгодную позицию, а другой постарается сбросить соперника с пьедестала нечестными действиями (например, клеветой или учинением препятствий для выполнения работы).

Особенно показательным является взаимодействие людей, страдающих гордыней: они противостоят друг другу, стремясь подавить свою соперницу, но при этом каждая из них воспроизводит себя, даже та, которая побеждена. Если человек не старается усмирить свою гордыню, она чутко и быстро срабатывает на действие гордыни другого человека. Оказывая сопротивление, она начинает противостояние. Гордыня разрастается и захватывает человека, в результате чего он всяческими способами пытается уязвить и унизить другого человека. При этом человек теряет чувство меры и контроль над своим разумом и чувствами, как говорят, выходит из себя, обуреваемый страстями и негодованием. Бывает, что гордыня настолько хитра, что она, наоборот, стимулирует рост гордыни в другом человеке, чтобы ввести его в неадекватное состояние, в котором он обязательно причинит вред себе и окружающим людям, а потом будет пожинать свои горькие плоды. Зачинщик же будет довольно наслаждаться своей изобретательностью, становясь еще большим рабом своей царицы. В более выгодном положении оказывается человек, гордыня которого ущемлена, стеснена внешними обстоятельствами или наказана за провинность, поскольку это помощь и возможность для человека предпринять и внутренние усилия для исцеления от гордыни. Лучше потерпеть такое поражение, чем победив, еще больше заболеть гордыней.

Фактически каждая ссора – это борьба гордынь. Побеждает же только тот, кто смирится и не пойдет на поводу у своей, и, соответственно, у чужой гордыни.

Решение: бдение → покаяние → смирение.

Пример № 12

Человек часто оказывается окружённым гордыней, если она берет себе в помощь тщеславие и жадность. Духовные и материальные ценности, которыми располагает человек, например, знания или деньги становятся основанием для развития гордыни. И он забывает, что знаниям его научили Бог и учителя, а деньгами он владеет благодаря помощи Бога и окружающих людей, полученным от учителей навыкам во имя их правильного и полезного использования. Формируется замкнутый на себе механизм мышления и поведения – все хорошее принадлежит мне, потому что все хорошее происходит благодаря мне.

Духовный труд и его плоды требуют особой тщательности их охранения от гордыни, поскольку эта почва весьма питательна не только для добродетелей, но и для грехов. Например, выполнив работу, человек получает отметку руководителя о хорошем ее качестве. Он радуется, он доволен и не замечает, что гордыня уже тут как тут и нахваливает его труд и способности. Благодаря Божиему импульсу, проясняющему эту ситуацию, в его мышлении начинает выстраиваться иное понимание произошедшего события. Проделанная работа – это результат кропотливого обучения человека руководителями и учителями, которые с Божией помощью подготовили его для выполнения обязанностей, помогли сформироваться в нем талантам и способностям, чтобы у Бога была возможность делать с его помощью добрые дела на благо всего общества. Соответственно, инструменты, которыми произведена работа, исходят от Бога, родителей, учителей, руководителей, а человек, размыкая эту цепочку питания его души, предназначенную для последующего посвящения результатов Богу и людям, замыкает ее на себе и становится во главу угла – он произвел плоды и себе их посвятил. Бог помогает увидеть этот процесс присвоения себе Божиих плодов и последующего прославления себя и расставляет все по местам. Человек – это звено в единой цепи, от пропускной способности и качества труда которого зависит доверие Бога на выполнение им работы, помощь в ее совершении и правильном распределении ее результатов. Таким образом, человек, как шестеренка в часовом механизме, должен трудиться в высокодуховной согласованности с обществом и с каждым повышением производственной нагрузки достигать большего полагания на Божью Волю своей души, мышления и продуктов совместного с Богом и людьми труда.

Бог может полечить человека от гордыни другим способом – не отметить качество работы, а наоборот, покритиковать, особенно, если она выполнена хорошо. Признаком гордыни будет расстройство и обида человека – ведь он так старался, душу раскрывал и вкладывал ее в работу, но в этом процессе не заметил, как поставил себя на пьедестал славы, с которого Бог своей помощью его снял. Для Бога в данном случае важнее здоровье души и мышления человека, поскольку, если он, выполнив работу, заболеет, то на этом его качественное производство духовных продуктов закончится. Памятование о своем месте и скромном значении смиряет человека.

Решение: бдение → покаяние → смирение.

Ирина Матюш, 5 ипостасей, ученица Николая Амвросиевского, г. Минск

Оставьте комментарий

rfwbs-slide