Ирина Матюш «О работе над гордыней. Часть 12»

Эталоном жизни души является ее готовность служить и отдать всю себя во имя жизни. Гордая душа на это не способна, потому что в гордыне она требует жизни себе, старается сберечь себя, даже ценою жизней других Божиих творений. Правда, бывают и такие ипостаси гордыни, в которых человек готов пожертвовать собою во имя другого человека, чтобы не быть малодушным – гордость не позволяет не быть великим. Бывает и так, что из-за гордыни человек уже не может жить, поэтому готов рисковать собой, чтобы придать хоть какой-то смысл своей жизни и принести пользу. Или человек настолько отчаивается в своих претензиях и недовольствах, что восстает на самого Бога, а это и есть прямая дорога к смерти.

Пример № 26

В гордости человек решает, что его жизнь должна чего-то стоить, и стремится придать ей большую ценность. Он старается делать добрые дела, радоваться и быть счастливым, но периодически возникает недовольство своей жизнью, перерастающее в претензию к себе и к Богу. Жизнь не так насыщена событиями, как душе угодно, а значит, она пуста? В душе ощущается пустота, поэтому человек стремится сделать свою жизнь максимально активной. Откуда взялась эта пустота внутри, из-за которой возникает это бегство в бурлящие жизненные обстоятельства? Или это всё – преувеличение гордыни, незнающей меры? Ведь в душе не всегда должно быть изобилие, поэтому человек и трудится, чтобы заработать себе жизнь. Если желать только достатка в душе, то со временем человек разучится трудиться, с терпением и смирением принимать холод и голод, он не будет ценить счастье в том виде, в каком его подает Бог. Человек будет желать больше и больше благодати, требуя ее от Бога и не уделяя должного внимания своей душе.
Горделивый человек сам выставил цену своей жизни. И оценивает ее той валютой, которую он имеет, а это и много, потому что гордыня диктует свои требования, и мало, потому что Бог предусмотрел более наполненную смыслом жизнь, чем та которую представляет себе человек со своими мерами. И пока жизнь человека не такая, как того желает Бог, человек не может быть счастлив. Это чувствование находится глубоко в душе и не оставляет человека при всей плотности и насыщенности событиями, которые он пытается привнести в свою жизнь. Пусть даже это будут добрые дела, но все, что сделано без Божией воли и с упованием на свои силы, питает гордыню и не делает человека счастливым. Со временем к этому пониманию приходит каждый человек, потому что счастливым его делает смирение, а какими делами наполнить жизнь человека – это решает Бог. Так человек может долго стремиться к осуществлению своих пусть даже благих целей, но не может их осуществить, если они не угодны Богу, а они и не угодны, потому что не имеют под собой основы смирения.
Однажды человек понимает, что в гордыне присвоил себе свою жизнь и хочет ее как можно лучше прожить, а, по сути, как можно выгоднее вложить в Божье производство. Бог на таких условиях принимает человека лишь до поры до времени, а потом просит более искренней службы, осознания, что до этого самого момента человек все еще не служил Богу и людям всей душой. Служба эта заключается в том, чтобы отрабатывать грехи и нарабатывать благодать, а труд этот не из легких. Это работа над нечистотами души, которая редко сопровождается приятными ощущениями, наоборот, это чувствование мутящей душу тяжести и метущихся страстей. Периодически эта работа с Божьей помощью и по трудам человека увенчивается благодатными переживаниями, к которым не следует привязываться, но необходимо к ним стремиться, потому что после периодических утешений человек вновь и вновь ощущает в своей душе движения нечистой силы. Они обнаруживают недостаток благодати, которую человеку предстоит с Божьей помощью наработать, чтобы остановить и обезвредить действие нечистоты. Этот недостаток человек и ощущает как пустоту в момент очередного пробуждения нечистой силы. Значит, работа продолжается, а способность чувствовать эти движения – это и есть благодать и помощь Божья, которые нелегки для человека, но жизненно необходимы.
Такое устроение духовного производства помогает душе беречься от бездуховного сна и от падений в нечистоту тем, что человек всегда предстоит своим грехам и страстям, в том числе и потому, что именно они и не дают человеку уснуть своими неудобными ощущениями. Если же упал, то ничего иного не остается, как снова вставать и идти вслед за Богом. Такой осознанной и покаянной жизни желает Бог человеческой душе, и со смирением она поймет это и примет, и постепенно перестанет желать того, чего и сама порой не понимает.

Решение: послушание Божьей воле → понимание миссии и жизни → смиренный труд.

Пример № 27

Где находится точка внутреннего перехода от гордыни к смирению? Недавно человек не мог совладать со своей гордыней – она поднималась и поднималась, одолевая душу и доводя ее до отчаяния. Да, он сам ее кормил и питал, пока она не обрела большой силы над ним. Даже в малой мере научившись чувствовать себя, он понял – эта нечистая сила, выворачивая наизнанку, ест его душу. И оставалось лишь просить помощи у Бога, потому что под ее давлением и белый свет не мил, поэтому порой возникало желание и его разрушить вместе с собой. Человек с просьбой о спасении обращается к Богу. Молится. И Бог дает утешение… Но к этому человек приходит не сразу. Сколько страданий ему приходится пережить, сколько боли он причиняет себе и окружающим людям, осознает ее, кается и обращается к Богу, прежде чем приходит к смирению?
Так постепенно всякая страсть с Божьей помощью перерабатывается в утешение. Грешен. Чего еще желать от Бога, от себя, от мира? Смирись. А Богу того и нужно – смирения. Или восстает, бывает, гордыня на ближнего, и человек готов, было раньше, нанести удар, но сейчас покаяние за собственный гнев и высокомерие помогают найти утешение в общении с ближним. И то, что раньше приводило к разгулу стихии, помогает ее смирять. А точка эта – осознание своего греха. Как только нажмет ее себе человек, так сразу и успокаивается, больше глядит на свои грехи и останавливает себя. С этим покаянием в своей греховности старается больше уважать ближнего и, глядишь, уже и лучше понимает и чувствует его, старается выслушать и помочь.
Просто очередной разгул нечистой стихии был настолько мощным и разрушительным, что душа погибала. Не один день под давлением гордыни привел к восстанию на Бога. Любое недовольство жизнью становилось сопротивлением и открытой оппозицией по отношению к Богу – это состояние готовности к бою. С кем? С Творцом? Для души – это смерть, и чувствует она себя как в круговороте смерча. От этого прямого восстания на Бога отрезвляет мысль, что сейчас она разрушит все, и что Бог – это и есть смысл ее жизни. И как душа так упала? Это гордыня.
Человек кается, и, глядя на разрушения, просит прощения, а гордыня уже не явно, а скрыто говорит: «Чего стоит твоя жизнь? Ничего особенного. Так стоит ли так жить?» Откуда возникает это недовольство и нежелание жить? А это снова гордыня жаждет особой доли и роли, а без этого и жизнь не мила. Это и есть полюса ее проявления – от «хочу всего» до «не хочу ничего», если, конечно, не получаю своего.
В покаянии и благодарности Богу постепенно наступает тишина в душе, но она периодически, как молнией, прорезается гордыней и ее производными. Их сила охватывает душу, и только молитва спасает, потому что чувствует душа, как в ней, ослабленной, сильна нечистая сила. В любом нечистом движении в душе, а они возникают, чуть что-то происходит не по воле души, необходимо как можно быстрее обращаться внутрь души и стараться мыслить, как того желает Бог, чтобы смириться в мыслях, словах, делах и чувствах. Теперь-то человек еще лучше понимает, что обладая инструментами для высокодуховной работы, он несет большую ответственность за их скорейшее и правильное применение. Если задержался человек на самоанализе своими силами, вовремя не обратившись к Богу за помощью, нечистая сила берет его душу в оборот. Человек думает, что работает над гордыней, а на самом деле увяз – ничего, кроме нее не видит. И бросает она человека от «я все могу» до «я ничего не могу». И все только я да я. Лишь с Божьей помощью можно увидеть, что это замкнутый круг, выйти из которого можно только обращением к Богу и людям и пониманием, что нельзя использовать полученную от Бога силу против Бога или думать, что справишься сам. Чуть гордыня поднимется, нужно быстрее обращаться за помощью и утешением к Богу и с помощью к людям, чтобы дружить и служить.
Переход от гордыни к смирению заключается в преобразовании системы мышления. В свое время люди не без жертв перешли от геоцентрической картины мира (Солнце и планеты вращаются вокруг Земли) к гелиоцентрической (планета Земля на своей орбите вращается вокруг Солнца). Так и человек переходит от эгоцентрического поведения к смиренному и занимает свое место служения Богу и людям.
Жизнь не проходит без падений. В падениях и потерях, когда гордыня обнажится настолько, что становится ясно – она движет человека и главенствует в его душе, нужно осознать, что падение – это остановка, которую он не смог сделать сам. Бог помог. После падения человеку предстоит одновременно, и начать, и продолжить жизнь. В какой-то мере человек «обнуляется» и это состояние становится новой точкой отсчета, но в то же время в человеке остаются знания, чувства, связи. Ломаются фундамент и стены, которыми человек заграждался от Бога и строил жизнь не по-Божески. Значит, встать и идти после очередного падения – это одновременно и начать, и продолжить жизнь, основывая ее на глубоком смирении и отличая его от уныния, понимая, что перед Богом человек наг и как только попытается что-то возомнить о себе, снова упадет.

Решение: страх Божий и благодатные размышления → осознание → покаяние → смирение.

Ирина Матюш, 5 ипостасей, ученица Николая Амвросиевского, Беларусь, г. Минск

Оставьте комментарий

rfwbs-slide