Евгения Пушкарук «Обучение родительством»

Здравствуйте, дорогие друзья! Полтора года назад мы с мужем стали родителями, Бог доверил нам воспитывать маленького мальчика, которого мы любим всем сердцем. И в процессе нашей семейной жизни я поняла, что воспитываем не только мы, но и нас. Каждый день в процессе наших взаимоотношений с сыном мы чему-то учимся, что-то познаем, что-то понимаем.
Родительство – это целая обучающая программа, данная нам Высшими Силами для того, чтоб мы видели свои недостатки, познавали свои немощи, осознавали, что сами по себе бессильны, учились просить помощи, учились терпеть, любить, смиряться, исправляли свои ошибки и становились на путь истины. Потому что только стремясь к истине, к Богу, можно вырастить и воспитать духовно здорового человека и самому при этом выдержать тяготы, искушения, повзрослеть и стать настоящим родителем. Родительство – это дар Божий, это счастье, за которое мы с мужем благодарим Бога каждый день. И в то же время – это, пожалуй, самое тяжёлое из моих испытаний. Я знаю, что мы должны выдержать это испытание, чтоб наш мальчик рос в счастливой, любящей семье и верю, что с Божьей помощью мы сможем выполнить эту непростую задачу.
Как непросто устроен мир, ведь так? Ребёнок приходит в эту жизнь маленьким, неопытным, с очень ограниченным количеством навыков. Но в то же время, у него достаточно хорошо функционируют необходимые системы регуляции физических потребностей организма, инстинкты, безусловные рефлексы. Также он чувствует свою маму, хоть поначалу и не видит ее. Мать и малыш связаны невидимыми глазу связями, они зависят друг от друга и их организмы работают слажено. Приведу пример: в первые месяцы жизни нашего сына я заметила, что когда у меня в груди «приливало» молоко, в течении пары минут наш мальчик просыпался и просил кушать. И наоборот, когда он плакал и просил есть, у меня «приливало» молоко. Но кроме этого мама и ребёнок чувствуют друг друга на уровне духа. Когда я молча сердилась, даже если была в другой комнате, он начинал плакать. Сейчас наш сын подрос и уже может выражать свои эмоции не только плачем и я по-прежнему наблюдаю, как он зависит от моего настроения и даже от еле уловимых волнений, возмущений, которые я стараюсь скрыть. Ребёнок как бы отражает внутреннее состояние мамы. Не припомню за полтора года ни одного дня, когда у меня на душе светло и радостно, а сын «губы дует». У счастливых, спокойных, светлых родителей и детки растут спокойные и добрые. Надеюсь, когда-то и я научусь быть жизнерадостной и мальчик наш будет наблюдать хороший пример.
Хочу поделиться с вами, дорогие друзья, какие промежуточные выводы я сделала о том, чему нас учит родительство:
1. Научиться без слов понимать ближнего. Я-то и человека, который прямо говорит, чего хочет, не всегда слышу. Потому что слушаю только себя. А оказалось, что у ребёнка потребностей больше, чем я думала, и все их он озвучивал плачем. Позже я поняла, что не редко он и сам не знает, чего хочет. А ты, мамочка, будь добра, пойми и выполни… По мере взросления становилось более понятно, но иногда его потребности являются для меня загадкой. Среди моих знакомых мамочек есть такие, которые очень хорошо ладят с детками, у них налажен контакт, режим дня, они понимают своих малышей. В чем секрет? Они умеют и хотят слушать кого-то, кроме себя. Оказалось, что для того, чтоб понять, чего хочет ребёнок, нужно перестать думать в стиле «ну сколько же ты будешь плакать и что тебе ещё от меня нужно». Проявить любовь, заботу о своём маленьком человечке, внимательно понаблюдать за ним, проанализировать ситуацию, а не стремиться скорее сделать что угодно, лишь бы замолчал и не мешал моему мнимому душевному спокойствию. Мы, родители, должны постараться хоть насколько получится перестать быть эгоистами и тогда сами удивимся тому, насколько яснее станет картина и не так страшно родительство, как его малюют.
2. Научиться любить человека во время проявления его страстей в том числе. Меня можно назвать «другом в хорошую погоду». Когда ребёнок ведёт себя так, как я хочу, и делает то, что я хочу, то в нашем доме «хорошая погода» и все живут дружно. Если же парень начинает капризничать, сопротивляется и это все сопровождается плачем, истерикой, то погода меняется в противоположную сторону и хорошую, добрую, любящую маму сменяет настоящая фурия. Любовь к ребёнку отходит на задний план, а на переднем выступает раздражение, недовольство, самолюбие. Я стараюсь сдерживаться и внешне не показывать этого, но ребёнок чувствует наигранность в голосе, чувствует моё расположение духа и это ещё больше распаляет в нем огонь страстей. И круг продолжается. Очень важно в эти моменты сдерживать свое самолюбие и прислушиваться к человеку, стараться понять, почему он так себя ведёт, понять его потребности и найти компромисс, если это возможно. А если невозможно, то отвлечь, придумать что-то интересное, но только не дать себе вспыхнуть. Мне помогает молитвенное обращение к Отцу Небесному, чтоб помог успокоиться и мне, и малышу. Но, как известно, без труда не выловить и рыбку из пруда, нужно самому прилагать усилия, а не только на Бога всю работу возложить.
3. Придавать значение словам, жестам, мимике. Мы, взрослые, хотим, чтоб дети вели себя разумно, а сами порой говорим и делаем весьма неразумные вещи. У меня в арсенале есть шаблонные фразы, ответы, которые я автоматически «выдаю» в той или иной ситуации. Есть жесты, которые я просто привыкла использовать и не придаю этому значения, мимическая реакция, которая так же бездумно происходит. Например, иногда могу махнуть рукой, если считаю, что что-то не рационально, не нужно или не логично. Так не раз автоматом махала в то время когда человек говорил что-то, что мне казалось неразумным. Представляю, как человеку это было не приятно и обидно… Только теперь мою привычку исправить очень не просто. А дети все это мотают на ус, повторяют за нами и продолжают использовать лишние слова, жесты. Думаю, отсюда и происходит привычка многих людей, и моя в том числе, «заполнять эфир» в то время, когда не знаешь что сказать или когда тебе неловко. Или привычка думать после сказанного. Наш маленький пока что не умеет говорить предложениями, по этому мамины «фразочки» не использует. А у мамы тем временем в запасе максимум полгода, чтоб перестать их произносить, пока парень научится говорить. Сюда же относятся и шаблонные шутки, короткие анекдоты, поговорки, цитаты из книг и кинофильмов. Все эти литературные приёмы делают нашу речь более красочной, объёмной, помогают создать контакт в коротком разговоре между людьми, сгладить напряжение в общении и т.д., они необходимы, но использовать их нужно с умом, чётко понимая смысл сказанного.
4. Учиться планировать время своей семьи, учитывая множество факторов и при этом быть готовым к тому, что все может измениться. Я очень люблю все планировать и систематизировать. Люблю точность, контролировать процесс, загадывать наперёд. У меня и раньше не получалось чётко следовать плану, потому как одному Богу известно, как сложатся обстоятельства в нашей жизни. Мы можем лишь наметить разумный план, но не рассчитывать, что все будет от А до Я соответствовать ему. Но с появлением ребёнка это стало гораздо сложнее. И пожалуй, это одно из самых трудных для меня испытаний. Ребёнок – это живой человек и нужно учитывать то обстоятельство, что планировать за двоих – это уже вдвое больше «неизвестных в уравнении». Для меня было очень тяжело смириться, что я чего-то не успеваю, что день идёт не по плану, особенно когда планы срывались из-за детских капризов. Хотя так яростно стремиться выполнить что-то намеченное – не каприз ли это с моей стороны? Смириться с тем, что наша с малышом жизнь не будет проходить идеально по графику мне помогли две фразы. Первая – это фраза моего мужа: «У нас появился ребёнок и нужно смириться с тем, что все изменилось навсегда. Наша жизнь никогда не будет такой, как раньше, потому что это невозможно, мы же уже втроем.» Когда он сказал эти слова, я поняла, что ведь я действительно стремлюсь жить так же, как и до появления сыночка на свет, но при этом чтоб ребёнок просто жил рядом с нами, рос, радовался жизни и радовал своих родителей. Сказочно, привлекательно, я слышала истории, что некоторые мамы как-то умудряются так и жить. А вторую фразу произнёс наш Учитель, он сказал: «Серьёзно? Уборка маленькой квартиры и готовка еды – это такие планы, из-за которых нужно вот так отчаиваться и роптать?». Иногда взгляд на проблему со стороны помогает увидеть, на сколько сама проблема абсурдна и высосана из пальца. Спасибо большое за помощь! Наша жизнь проходит мимо, пока мы мечтаем о том, как бы оно было, если бы не это, и не то, и ещё вот то. А на самом деле вот этот момент, вот эта секунда здесь и сейчас – это и есть жизнь. И, думаю, нашему Небесному Отцу не важно, крутила ли я руками голубцы полдня или просто сварила пельмени из магазина. А вот любовь и лад ли царит в нашем доме или недовольство, раздражение и обиды – вот что важно. Никакие сверкающие полы и кафель не могут быть дороже искренних, тёплых отношений между родителями и детьми. Жаль, что поняла это спустя столько дней детских слез.
5. Учиться понимать Отца Небесного. Теперь, когда мы сами стали родителями, я начинаю понимать, почему Бог нам что-то даёт, а что-то нет, хотя мы так слёзно просим. Казалось бы, это очевидно, что излишнее потребление сладостей вредит здоровью ребёнка. Очевидно родителям, но только не самому ребёнку. Он плачет, обижается, просит, не понимает, почему мама не даёт такую хорошую и вкусную конфетку, почему мама такая жестокая. Или почему папа не разрешает ему подергать за такую интересную ручку на окошке, стоя на подоконнике… Или почему нельзя потрогать соседскую красивую, но злющую собачку за мордочку. Почему нельзя без шапки идти гулять в мороз, это же так удобно ходить без шапки. Ребёнок видит свои преимущества в заинтересовавшем его деле, он не знает об опасности, которая ему грозит, потому что у него нет такого опыта. А так же потому, что ему ну уж очень интересно. И ему кажется, что это так здорово, почему же взрослые запрещают такие приятные, хорошие и безвредные занятия? Наверное потому, что взрослые слишком строгие, жестокие и скучные. Аналогично выглядят и наши капризы и вредные для нас желания, хоть нам они кажутся привлекательными и подходящими. Как мы любим своих деток и хотим для них самого лучшего, запрещая им различные вредности, так и Отец Небесный любит своих детей и выбирает для нас наиболее полезный путь. Хоть принять эту пользу и смириться с выбором нашего Родителя бывает очень не легко.
Родительство учит нас быть по-настоящему добрыми, любящими, заботливыми, готовыми пожертвовать своими интересами, рассудительными, здравомыслящими и ещё многому другому. Потому что невозможно воспитать хорошего человека, самому не стараясь стать таким. Детки обучаются на примере своих родителей, воспитателей, учителей. Так постараемся же стать достойным примером для наших маленьких учёных, чтобы вместе жить счастливой жизнью, как завещал нам наш Небесный Отец!

С уважением, Евгения Пушкарук, ученица Марии Украинской, Россия, г. Санкт-Петербург

Оставьте комментарий

rfwbs-slide